Вернуться в блог

Беседа #4. Театр UTS: все, что не знали и боялись спросить

Алексей Викторович, считаю, что пришло время всем рассказать историю создания, не побоюсь этого слова, явления, этого смерча творчества и креатива, которые внесся в индустрию туризма и до вас этого никто не делал! Мы сейчас говорим о театре. Как зародилась эта идея? Как это придумывалось?

Идея театра связана с моими детьми. Мой младший сын поступал в гимназию, где оказался театральный класс, а я, являясь членом родительского комитета, был вовлечен в этот процесс, где познакомился с режиссером. Параллельно мы готовились к празднованию 10-летия компании, это был 2004 год. Хотелось что-то сделать своими руками для наших партнеров, клиентов и друзей. И вот тут совершенно случайно наложилось одно на другое – мы решили, а почему бы не попробовать самим?

Если в бизнесе все четко и структурированно, вы точно понимаете, чего хотите добиться, ставите перед собой цели и планомерно к ней движетесь, возвращаясь к нашей теме – применим ли такой принцип в театре и как определяется выбор постановки?

У нас нет системы, мы начинали с европейских классиков, например, Мольера, Лопе де Вега или Шекспира, мы также ставили и произведения русских авторов 19 века, современников. Как видишь, в этом нет никакой системы – мы ставили комедии, трагикомедии, мюзиклы. Каждый занимается своим делом и здесь я полностью доверяю нашему режиссеру Валентине Хоменко. Она, с одной стороны, знает кто мы, на что мы способны и на какую публику работаем, а с другой – она художник, ей тоже хочется реализоваться, а мы ей в этом помогаем. Поэтому инициатива по предложениям постановок всегда идет от режиссера, она выбирает материал и на рассмотрение дает нам по 2-3 пьесы, которые мы обсуждаем, а после принимаем решение.

  

К слову об обратной реакции зрителей. Самый первый спектакль «Однажды в Мадриде», который ознаменовал начало большого театрального и творческого пути, поразивший аудиторию и туристический рынок, потому что раньше такого не было. Вы приглашали множество коллег, партнеров и друзей – какая была реакция самой первой публики?

Миша, эта реакция проявляется на протяжении 12 лет и происходит со всеми, кто попадает на наши спектакли. Формат – это то, что колоссально удивляет гостей. Увиденное в течение первых 10 минут рушит все ожидания публики – они забывают, что перед ними бухгалтеры, менеджеры, айтишники. Они полностью погружаются в сюжет и полностью сопереживают героям. Только после финального поклона зритель вспоминает, смотря в программки, что перед ними не профессиональные актеры, а сотрудники компании, большинство из которых первый раз вышло на сцену.  Именно этой неожиданностью, самоотдачей, эмоциями и скрытыми талантами мы поражаем гостей.

Все-таки, идя на спектакль, гости понимают, что выступать будут сотрудники, т.е. какую-никакую скидку они делают, но погружаясь с самого начало в сюжет происходящего - скидки как не бывало, поднимая планку ожиданий, как при просмотре спектакля с профессиональными актерами.

Именно так! У нас идет серьезная подготовка по всем вопросам, вплоть до мелочей. Театр – это актеры, коими являются наши сотрудники. Театр – это сцена, мы арендуем и проводим свои спектакли в театрах, где выступают настоящие артисты. Театр – это техническое обеспечение и сопровождение действия: свет, звук и монтаж. Театр – это костюмы, мы все делаем сами под наш спектакль: от проектировки и мерок актеров до самого пошива. Мы также приглашаем высококвалифицированных постановщиков танцев, у нас практически в каждом спектакле есть коллективные и индивидуальные танцевальные вставки, отдельно над которыми также проходят репетиции. Отдельно хочу отметить декорации, которые готовят люди, проектирующие студии на Первом канале. Все необходимое производится исключительно под нас, а после эксплуатации мы все, в том числе костюмы и реквизит, отдаем в гимназию детям.

Несмотря на то, что и Вы и я уже не первый год принимаем участие в спектаклях, поделитесь своим секретом заучивания текста. Есть ли у вас какая-то специальная методика?

Миша, ты знаешь, что мы текст не учим. Нам режиссер с самого начала запрещает учить текст, более того нам не то, что запрещается учить, она нам не рекомендует смотреть всевозможные вариации постановок пьесы. В этом заключается особенность непрофессионального любительского театра — мы не можем играть так, как профессионалы. Мы можем играть ровно то, что мы из себя представляем или то, как мы сами видим этого героя. Основная методика – вести себя максимально естественно в предлагаемых обстоятельствах. Не играть, а вести себя натурально, естественно, как в жизни.

Это же и относится к словам, потому что, если ты заучиваешь, подсознательно ты начинаешь подстраиваться под них, поэтому у нас изучение текста идет в контексте работы на сцене. Ты сначала должен понять своего героя – что он чувствует и как реагирует. Вторая вещь – это твои взаимоотношения с партнерами на сцене. 80% всех действий происходит совместно с партнерами, поэтому гораздо важнее не то, что ты сказал, а то как ты реагируешь на происходящее, на действия твоего партнера, на его слова.

Немного перейдем от целого к частному – как в вас, в человеке-бизнесмене, уживается творческая половина? Творчество и бизнес внутри вас – они дополняют друг друга или же они мешают друг другу?

Бизнес — это тоже творчество. Его можно сравнить с искусством, потому что есть идея и этой идей ты заражаешься, она заражает тебя всего, она становится страстью, и ты привлекаешь для этого ресурсы и людей – создается целая система. Конечно, есть индивидуальное творчество, а есть коллективное и, мне кажется, наверное, это неправильным будет сравнивать, но коллективное творчество уникально именно тем, что оно создается и может создаваться только группой людей. Профессионализм художника заключается в том, чтобы смочь объединить всех этих людей для достижения общего результата.

Также и в бизнесе – есть предприниматели, которые делают ставку только на себя и их успех зависит исключительно от их каких-то уникальных качеств, есть предприниматели, которые делают ставку на других. Их искусство заключается  в том, чтобы подобрать, замотивировать, обучить, вдохновить, направить других и получать удовольствие от реализации своей идеи.

Алексей Викторович, давайте поговорим о предстоящем спектакле, который мы ставим в этом году. Как он называется?

Ночь Ошибок, автор английский драматург Оливер Голдсмит. Комедия положений. Вторая половина 18-го века.

То есть действие происходит где-то 250 лет назад. Можно ли сказать, что сюжет пьесы актуален и на сегодняшний день? Затрагивает ли она сегодняшние насущные проблемы?

Абсолютно верно. Если в пьесах Шекспира, Лопе де Вега, Мольера, которые мы ставили ранее, говорят о вечных столкновениях и ценностях, которые относятся к взаимоотношению людей, то пьеса Голдсмита дала нечто большее. В ней есть очень острые политические рассуждения и удивительно, что в пьесе, написанной 250 лет назад, есть фразы, которые звучат актуально по сей день.

Не могу не отметить, что в пьесе невероятным образом обыгрывается история с путаницей гостиницы и дома хозяина. Напомню, это 18 век! Я, конечно, не изучал историю гостиничного хозяйства, но думаю, что это просто кладезь информации о том, что из себя представляли гостиницы тогда, какое к ним было отношение и т.д.

Заинтриговали. Давайте поговорим о Вашем герое. Кто он, чем занимается? Может, у вас есть общие черты с персонажем?

Во-первых, спасибо за этот вопрос. Я полюбил именно своего героя. Во многом его нахожу похожим на себя, от чего играю его с огромным удовольствием. Это касается и его возраста, и что у него есть дочка, а у меня сыновья. Он хочет выдать ее замуж за сына своего близкого друга, и это совпадает со мной - у меня оба неженатых сына, но у них уже такой возраст, когда в любой это может произойти. Мой персонаж очень добрый, эта доброта проявляется во всем и откликается во мне самом. Мне тоже нравится быть добрым ко всем. Он очень позитивный. И я очень доволен, что мне выпала эта роль. Она довольно-таки емкая, очень значимая и задает определенную канву. А дальше уже зритель будет решать насколько мне удалось передать ее.

Алексей Викторович, всем известно, что театр начинается с вешалки, а с чего начинается туризм?

Я думаю, что со страсти. Только люди, у которых есть страсть, и они ее не боятся и хотят ее реализовать идут в туризм. Все знают, что туризм не самая доходная отрасль, одна из самых проблемных, потому что ты имеешь дело с людьми и их путешествиями, где многое зависит не от тебя, а от второстепенных факторов. Только люди, которые заражены страстью к путешествиям, к познанию, которым нравиться коммуницировать и строить взаимоотношения с людьми, помогать и обслуживать — если все это присутствует у человека, то ему предначертано стать успешными в туристической отрасли. И это, наверное, главное, с чего начинается туризм.  Но это не единственная составляющая успеха… и не только в туризме)