Вернуться в блог

Беседа #6. Как широк и необъятен удивительный мир коммуникации

Алексей Викторович, подготавливаясь к интервью, я познакомился с таким понятием, как нетворкинг. В том материале авторы проводили опрос среди людей на улице, спрашивая у них, что такое нетворкинг. Знаете ли вы, как можно применить нетворкинг в бизнесе и можно ли использовать навыки нетворкинга в повседневной жизни?

Нетворкинг — это искусство устанавливать связи, а если простым языком, это один из способов или инструментов знакомиться. В общем представлении нетворкинг больше применим в деловой сфере, но и в повседневной жизни также можно применять навыки на практике. Это же и способ найти друзей, сподвижников, коллег по интересам и т.д.

А насколько он применим в повседневной жизни?

Человек с рождения пользуется навыками и способами коммуникации с окружающим миром. Ребенок, акцентируя свое внимания на звуках и действиях самых близких ему людей, начинает реагировать на происходящее, давать свою оценку. Младенец улыбается, услышав голос матери, двигает ручками и ножками, когда перед ним потрясли погремушкой — это и есть коммуникация.

Говоря о коммуникациях, мы подразумеваем две области, где одна связана с работой и профессиональным развитием, а другая – с повседневной жизнью.

Важно понимать, что коммуникации в профессиональной и личной жизни – это одинаково значимые вещи! Если вы хотите быть успешным в личной жизни и при этом используете навыки коммуникации, то они также хорошо пригодятся в работе и наоборот. Главное — определить, что стоит в приоритете.

Как преодолеть барьер скованности в общении с незнакомыми людьми? Мне с друзьями общаться легко благодаря множеству факторов, но как также легко начать разговор с человеком, сотрудничество и общение с которым будет полезно нам обоим? Нужно ли вести этот диалог также непринужденно или необходимо соблюдать деловой этикет?

Конечно, нужно соблюдать деловой этикет. Ты не можешь, общаясь с разными людьми, вести диалог в одном и том же стиле. Но, не смотря на это, есть общие подходы, которыми можно пользоваться как с друзьями, так и с коллегами по работе. Как ты думаешь, нужно ли человеку расширять круг общения и пополнять свой список бизнес-контактов? 

Я вообще за то, чтобы круг людей, с которыми ты общаешься, всегда расширялся!

Мы прекрасно понимаем, что, расширяя свой круг контактов, например, в личной жизни, ты не предаешь друзей, с которыми дружишь не один десяток лет. Мы заводим новые знакомства в институте или по какому-нибудь общему увлечению, есть друзья из предыдущей и нынешней работы, из командировок и путешествий и т.д. Любой человек всегда должен развиваться, потому что коммуникабельность – это один из путей развития и движения как профессионального, так и личностного роста. Главное — рост должен был абсолютно осознанным, и только ты должен контролировать этот процесс.

Обрати внимание, что говоря о коммуникации, мы плавно перешли к развитию, потому что это очень связанные вопросы. Коммуникация – важный элемент, способствующий движению. Важный момент, не могут существовать цели и планы развития коммуникации, если нет планов личного развития, потому что первое помогает второму. А отсутствие тех или иных навыков замедляют и тормозят твой рост.

Алексей Викторович, давайте более предметно взглянем на вопрос. Как сделать первый шаг? Как нужно заводить контакты и на что нужно обращать внимание? Поделитесь своим опытом.

Раз мы решили, что коммуникации – это умышленная и плановая задача, поэтому все необходимо планировать. Для этого нужно предпринимать определенные действия и обладать некоторыми навыками. Мы счастливчики, потому что сегодня существует бесчисленное множество площадок и платформ для развития своих навыков и умений, что найти их не заставит труда. Гораздо важнее, как применять навыки и что это за подходы, которые помогут вам быть успешными в этих коммуникациях.

Во-первых, коммуникация – это психология, это внутренние отношения, которые нас формируют. Большинство людей изначально несколько закрыты и осторожны. Таким образом, мы оберегаем себя. Исходя из этих внутренних самоощущений, мы начинаем додумывать за других – не сделав первого шага, начинаем представлять, а как отреагирует человек, когда я к нему обращусь. Весь этот мыслительный процесс говорит о том, что в коммуникации, с точки зрения психологии, существует множество ограничителей. Страхи, неуверенность, сомнения – от этого нужно избавляться, потому что коммуникация подразумевает открытость, в свою очередь открытость подразумевает активность. Делайте первый шаг, не надо думать о том, чего нет. В большинстве случаев все, что мы думаем, является не более чем придуманной нами легендой.

Во-вторых, большую роль играет эмпатия. Попробуйте понять другого человека, встать на его сторону. Если представить акт коммуникации как бизнес, то вот, что у нас получается. Чтобы запустить свое дело, первое, что бизнесмен предпринимает – это вложение инвестиций, также и в коммуникациях. Сначала надо дать, а потом ты все получишь. Ты идешь к человеку не с мыслью, как бы с него по максимуму получить, а ты должен идти к нему с мыслью и миссией что-то дать или чем-то помочь.

В-третьих, говоря о коммуникациях, в большинстве случаев все подразумевают вербальное общение. Но ведь коммуникации – это не только говорить, а это еще уметь слушать и слышать. Для тебя, как для человека, который сделал первый шаг в установке коммуникационной связи с незнакомым человеком, что важно?

 

Мне, как человеку, который идет на контакт, важнее услышать собеседника.

Конечно! Есть такая поговорка «Человеку дан один рот и два уха, чтобы слушать в два раза больше, чем говорить». Многие считают, что успеха добивается тот, у кого подвешен язык и способен рассказывать интересные истории, но это не совсем так. Уметь слушать – это искусство. Но есть одна тонкость – говорить можно, рассказывая истории, а можно – задавая грамотные вопросы.

То есть это уже планомерная деятельность, где главная цель – получить важную и необходимую информацию без воды?

Очень важно уметь задавать вопросы, это пригодиться, как в работе, так и в личной жизни. Нет ничего более приятного для любого человека, чем рассказывать о своей работе, о своей жизни, о своих качествах и достижениях. Поэтому когда вы начинаете знакомства, задавайте вопросы, ведь хороший собеседник – это не тот, кто хорошо рассказывает, а тот, кто слушает.

Алексей Викторович, когда вы начинали свой бизнес, вам, безусловно, приходилось проводить десятки, если не сотни встреч. А вы помните свои первые встречи? Как они проходили и с чего вы начинали?

Миша, в этом плане мне очень сильно повезло. Во-первых, я профессиональный переводчик, а главное умение переводчика – это умение слушать. Нужно было услышать и понять о чем говорит человек, а потом еще ретранслировать финальной аудитории. А, во-вторых, я со школьной скамьи был общественным комсомольским работником, и в некоторой степени это реализовало какие-то мои личностные характеристики. Но был один страх – я боялся выступать на публике.

А что помогло вам перебороть этот страх? 

Мое первое публичное выступление было на комсомольском собрании, когда я учился в 7 классе. Встреча проходила в актовом зале, где присутствовали все учителя и ученики школы. На сцене, куда выходили все выступающие, стоял огромный рояль на ржавых колесиках. Перед своим выходом я очень сильно волновался: пил валерьянку и нервно репетировал речь. Выйдя на сцену и произнеся заученный текст, я не видел ничего, меня словно парализовало. А когда сел на место, меня спросили: «Алексей, что случилось?». Я не очень понимал, что имелось в виду, и поинтересовался: «А что было?». Ребята ответили: «Ты бы видел, как ты катал этот многотонный рояль по сцене».

Я понял, что страх перед аудиторией нужно перебарывать, что нужно развиваться и работать над собой. Честно признаюсь, я заставлял себя работать и воспринимал это как вызов! А умение выступать перед публикой — это одна из сторон коммуникации и раз уж ты выбрал работу бизнесмена, будь готов к тому, что рано или поздно настанет время, когда тебя пригласят выступить перед аудиторией. Ведь это один из способов доносить до людей свои идеи и мотивировать их. Необходим внутренний посыл, твоя готовность сделать шаг навстречу своим страхам. Отвечая на твой вопрос, скажу, что коммуникации занимают ключевое место в том успехе, который я достиг.

За множеством выступлений, посещало ли вас ощущение полного единения с аудиторией? Когда вы прибывали, скажем, в кураже от той энергии, которая идет из зала?

Отвечу с одной стороны просто, а с другой – понятно, всегда! Любое выступление перед людьми у меня вызывают именно такие эмоции. Естественно возникает период волнения и переживания, но оно проходит за 2-3 минуты, а потом накрывает энергия зала. Без эмоций невозможно до аудитории донести свои мысли, передать свои чувства. Если ты идешь к людям искренне и откровенно, с той самой эмпатией, то ты всегда в обратную сторону получишь невероятный заряд энергии. Если человек выбирает путь «делиться с другими», то он обязательно должен идти по пути развития качеств и навыков публичных выступлений.

Вот вы провели это масштабное выступление, получили колоссальный заряд эмоций от аудитории, а что делать с этим необъятным количеством энергии? Где и как ее можно применить, чтобы она шла на пользу?

Миша, энергия приходит и уходит, как и мотивация. Чтобы развить в себе коммуникационные качества необходимо работать, тренироваться и практиковать свои навыки. Для совершенствования своих способностей, в том числе в коммуникациях, существует множество программ, одна из которых называется LMI. У нас есть курсы и уроки, относящиеся к развитию наших личных отношений и образу мышлений. Чтобы добиться результата, ты должен каждый день шаг за шагом что-то менять в себе, превращать свои желания и потребности в цели и действия, которые должны повторяться с определенной периодичностью. Только ежедневный труд и практика приведут тебя к желанному результату.